a bócca chiusa (ит. а бóкка кью́за)

Назад

А бо́кка кью́за (итал. a bócca chiusa) — музыкальный термин, буквально означающий "с закрытым ртом". Указывает певцу петь с закрытым ртом, то есть без произнесения слов, создавая специфический гудящий или напевный звук, похожий на мурлыканье.

Значение и применение:

Этот приём создаёт особый тембральный колорит и часто используется для достижения волшебного, таинственного или эфирного эффекта, особенно в хоровых отрывках.

Исторические примеры использования:

  • Джакомо Пуччини использовал напевный хор в интерлюдии 2-го акта "Мадам Баттерфляй" для обозначения начала сцены "Ожидание Баттерфляй".
  • Джузеппе Верди применил этот хоровой эффект в сцене бури в заключительном акте "Риголетто".
  • Эйтор Вилла-Лобос в "Бразильской бахиане №5" использовал редкий приём "бокка-кьюза" для сольного вокала.

Особые случаи и различия:

В комической опере певцам иногда приходится петь с зажатым ртом (как в "Волшебной флейте" Моцарта, где Папагено поёт с замком на губах), но это не является настоящим использованием "бокка-кьюза".

В музыке XX века пение без текста стало более распространённым, но часто исполняется не с закрытым ртом, а на одну или несколько гласных:

  • Женский напевающий хор в "Планетах" Холста (в части "Нептун, мистик") не обозначен как "бокка-кьюза" — в некоторых изданиях предлагается исполнять вокальные партии на гласную "u".
  • Сольная вокализация в "Пасторальной симфонии" Воана Уильямса также не отмечена знаком "бокка-кьюза".